Uber alles – «курьеркам» капут?

Новости сегодня - Uber alles – «курьеркам» капут?

Онлайн-агрегаторы готовят переворот на рынке экспресс-доставки

Компания Uber — создатель одноименного мобильного приложения для вызова водителей, тестирует собственный сервис курьерской доставки под рабочим названием UberRUSH. Совершит ли это революцию на российском рынке курьерских услуг, так же как мега-агрегаторы преобразили рынок такси? Ответ пока что неочевиден.

Наш UberRUSH

«Сейчас мы находимся на стадии разработки бизнес-модели этого сервиса, но видим серьезный потенциал. Допустим, есть маленький магазин, который продает цветы. У него нет возможности обеспечить доставку своими силами. Малый бизнес как раз такого типа может значительно выигрывать от сотрудничества с Uber, потому что сможет существенно расширить круг клиентов», - рассказал «Интерфаксу» генеральный директор Uber в России Дмитрий Измайлов.

Для тестирования новых сервисов Uber выбирает несколько городов на наиболее развитых рынках, как это было с сервисом доставки еды UberEATS. Показательно, что Россия оказалась одной из первых в этом списке: на сегодняшний день услуга работает только на территории США, в трёх городах – Нью-Йорке, Сан-Франциско и Чикаго.

– Мы будем биться за то, чтобы российские города попали в число тестовых городов, потому что чем раньше начнем тестировать, тем раньше сможем запустить сервис в рабочем режиме. Почему первые тесты UberEATS проходили не в России? Потому что на тот момент российский рынок был меньше. Для тестирования были выбраны более развитые рынки. Сейчас Uber достиг в России такого масштаба, что мы можем претендовать на тестовые запуски новых интересных проектов, – заявил г-н Измайлов.

Кроме того, по словам главы российского офиса, компания также может начать тестировать в Москве проект Uber Movement, который предполагает выгрузку в систему агрегированных данных о транспортных потоках в городе, составляю, по сути, конкуренцию «Яндекс.Пробкам».

Если эти планы осуществятся, мы можем стать свидетелями очередной технологической революции, сродни той, которая произошла на рынке такси.

Экскрементами по автопробегу и онлайн-сервису!

Однако не всё так просто. Если проводить аналогию с агрегаторами такси, то нельзя не вспомнить, с каким мощным сопротивлением сталкиваются и Uber, и «Яндекс» в разных странах. Причём недовольство «традиционных» таксистов все чаще находит поддержку у властей.

Из последних новостей. В Барселоне митинг таксистов в количестве 6 тыс. человек потребовал встречи с градоначальником Адой Колау, а когда протестующим не позволили войти в мэрию каталонской столицы, они забросали здание петардами, жестяными банками, бутылками и… экскрементами. В Мадриде маршем по городу прошли 5 тыс. таксистов. Демонстрации автоизвозчиков прошли и в других европейских странах, например, в Португалии, Италии, Венгрии, Франции… В украинском Львове таксисты также совершили марш-бросок протеста, требуя запрета и «Яндекс.Такси», и Uber – почему-то и тот, и другой сервисы львовяне отнесли к российскому бизнесу, а значит, к «бизнесу страны-агрессора», который надо немедленно запретить.

В итоге власти ряда государств под флагом поддержки местного предпринимательства всё же находят способы вытеснять. В странах Латинской Америки вводятся прямые запреты, а правительство Дании поступило изящнее – ввело такие требования к такси, что  Uber сама заявила об уходе с датского рынка.

В Великобритании таксисты пошли другим путём и  отсудили у Uber право на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Как сообщало ВВС, суд по трудовым спорам Англии и Уэльса признал водителей, пользующихся приложением Uber, наемными работниками, а не индивидуальными предпринимателями. А это означает, что компания в этой стране больше не сможет оставаться просто онлайн-сервисом, она будет вынуждена весь груз социальных налогов и социальной ответственности, который несут обычные работодатели, и, кроме того, постоянно «бодаться» с профсоюзами. Профильный британский профсоюз GMB уже назвал это «колоссальной победой 30 тысяч водителей». Между тем, поддерживать низкую стоимость услуг Uber позволяет именно бизнес-модель в рамках так называемой «гигномики», где люди заняты в поточном графике с минимумом трудовой безопасности и трудовых прав.

«Таксовка» доставке рознь

Удастся ли реализовать такую же модель на рынке экспресс-доставки – большой вопрос. И дело не в жадности курьеров, а в других ключевых факторах, считает генеральный директор курьерской службы «Фокс-Экспресс» Всеволод Беркин:

– Во-первых, доверие. Доверить ценные документы или вещи для доставки «вольному» курьеру Uber, работнику на краудсорсинге рискнёт не каждый клиент. Ответственность компании-агрегатора в данном случае неочевидна, и не понятно, как можно оформить её законодательно. Во-вторых, контроль и мониторинг доставки. Таксистов на автомобилях, оборудованных «маячками», контролировать гораздо проще, чем пеших курьеров. Но в Москве, например, сегодня мелкие пакеты доставляются, в основном, пешими курьерами: это гораздо быстрее, чем стоять в пробках. И Uber’у без «пешеходов» не обойтись, сроки доставки будут просто неконкурентоспособными. А в-третьих, бухгалтерия. Львиная доля заказов в крупных городах приходится сегодня на корпоративных клиентов, которым нужна прозрачная отчётность, фискальные документы, а при постоянном использовании курьерских услуг – «длинные» договора. Всё это они получают в привычном формате при работе с традиционными курьерскими компаниями, и вряд ли горят желанием кардинально менять этот формат.

Надо сказать, Uber далеко не первым пытается реализовать на российском рынке экспресс-доставки краудсорсинговую модель. Так работают, к примеру, столичные курьерские службы Dostavista и «Пешкарики». А самым ярким и известным проектом стала компания Bringo, основанная в 2013 году израильским бизнесменом Марком Капчицем – курьерская служба без штатных курьеров. Однако уже через год у проекта начались проблемы, те самые, о которых говорил наш эксперт: курьеры-фрилансеры стали исчезать с деньгами клиентов и ценными посылками. И Bringo пришлось не только усилить меры безопасности, но и подкорректировать свою концепцию, создав в частности, штат собственных курьеров.

В технологическом плане наиболее близок к идее Uber сервис YouDo, с помощью которого заказчик может найти для разовой работы не только курьера, но и сантехника, парикмахера, репетитора, словом, специалиста любого профиля. При этом агрегатор сразу снимает с себя юридическую ответственность за качество предоставляемых услуг, и максимум, что может сделать в отношении недобросовестного исполнителя, — «забанить» его текущий аккаунт в сервисе.

Надежда на e-commerce?

В сегменте малого бизнеса, на который, судя по словам г-на Измайлова, особенно рассчитывают создатели UberRUSH, рынок доставки тоже отнюдь не пустует.

Во-первых, пока американцы только готовят тестирование, в нише уже прочно обосновался их главный российский конкурент – «Яндекс». Причём обосновался не один, а в симбиозе с системообразующим оператором доставки – «Почтой России».

Как сообщило на днях интернет-издание Cnews, товарный агрегатор «Яндекс.Маркет» предложил интернет-магазинам новый способ доставки: они могут передавать товары покупателям, используя широчайшую сеть центров выдачи и приёма «Почты России» (ЦВПП). Для покупателя такой способ доставки будет условно бесплатным (понятно, что продавцы заложат свои, даже минимальные, расходы в цену товара), а для предприятий e-commerce– намного более дешёвым, чем услуги курьерских служб.

При этом сроки доставки вплотную приблизились к графикам курьерских компаний, а простота оформления сравнима с процедурой вызова «Яндекс.Такси». Сотруднику магазина достаточно распечатать в личном кабинете «Яндекс.Маркета» необходимые документы и вместе с ними отнести товар в ближайший ЦВПП. Если товар был сдан в ЦВПП до 20:00, то с 8 утра следующего дня он будет доступен для выдачи покупателю. У покупателя при этом есть выбор: самому прийти за товаром на почту в удобное для него время или заказать доставку курьером службы «EMS Почта России» на свой адрес, доплатив за это 100-150 руб.

Кроме того, ещё два года назад «Яндекс» предложил интернет-магазинам из Москвы и Санкт-Петербурга отдельный сервис — «Яндекс.Доставка», который позволяет им выбирать услуги различных логистических компаний.

Места хватит всем

Таким образом, и краудсорсинг, и интернет-агрегаторы на рынке экспресс-доставки существуют уже давно, и никаких революций пока не случилось. Гендиректор курьерской службы «Фокс-Экспресса» Всеволод Беркин считает, что и появление UberRUSHне сулит этому рынку тотального переворота:

–  Uber со своим проектом в России хоть не опоздал, но сильно подзадержался. Теперь ему предстоит конкуренция, в первую очередь, с такими монстрами, как «Яндекс» и «Почта России». Но объем рынка экспресс-доставки по России стабильно растёт и достигает значений в десятки миллиардов рублей в год. Так что повода для паники, даже если речь идёт о Uber, нет: места хватит всем. К тому же рынок этот достаточно сегментирован и консервативен. Мы, например, делаем акцент на качестве доставки, надёжности, безопасности, и находим своих клиентов среди тех, кому важны именно эти критерии.

Если говорить о возможном демпинге, ценовых войнах, то здесь ситуация с такси также вряд ли повторится, – продолжает г-н Беркин. – «Яндекс» в своё время вторгся в достаточно закрытую «тусовку» обнаглевших «бомбил» с заоблачными ценами, обрушил эти цены, отсюда и недовольство. А на курьерском рынке рушить особо нечего: цены здесь и так «ниже плинтуса», конкуренция и без того очень высока.  Так что «убером» больше, «убером» меньше – картины это особо не изменит. А заказать доставку в один клик со смартфона сегодня может клиент практически любой нормальной курьерской службы, включая нашу.

Понравилась новость - поделитесь с Друзьями!

Новости партнеров:

Загрузка...
Рубрика: Авто, Новости, Статьи, Экономика

Вам могло бы понравиться:

Ирландия взыскала с Apple 14,3 млрд евро недоплаченных налогов Ирландия взыскала с Apple 14,3 млрд евро недоплаченных налогов
Операторы начали брать плату за сообщения на сервисные номера банков Операторы начали брать плату за сообщения на сервисные номера банков
Миллиардер предсказал сроки нового финансового кризиса Миллиардер предсказал сроки нового финансового кризиса
У Украинского государства появился экспортный бренд У Украинского государства появился экспортный бренд

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

©2018 Новости сегодня. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!