Новости сегодня - Аэропорт угрожает хрупкому дикому раю Албании
Фламинго и кудрявые пеликаны бездельничают в лазурных водах мелководной лагуны у Адриатического побережья Албании.
Но дни этого птичьего рая могут быть сочтены, предупреждают экологи, поскольку поблизости строится новый аэропорт, чтобы заработать на туристическом буме балканской страны.
Его строительство недалеко от Влеры вызвало протесты экологов, которые говорят, что он строится на охраняемой территории и представляет серьезную опасность для множества птиц.
«Этот проект противоречит законам природы», — сказал Зиджон Ворспи из группы по защите и сохранению окружающей среды в Албании.
«Строительство такой обширной инфраструктуры в районе, известном во всем мире своим исключительным биоразнообразием, означает блокирование путей птиц и создание серьезных проблем для местного, а также международного населения».
Лагуна питается рекой Вьоса, которая считается последней крупной «дикой рекой» в Европе. В марте правительство Албании с большой помпой предоставило ей статус национального парка после кампании, поддержанной голливудской звездой Леонардо ДиКаприо.
Миллионы птиц пролетают через лагуну Нарта и близлежащее устье реки Караваста на север каждый год, создавая критически важные места для мигрирующих видов , путешествующих между Северной Европой и африканским континентом.
По словам экологов, аэропорт, скорее всего, окажет прямое воздействие на среду обитания: самолеты нарушат миграционные пути и районы гнездования, что может нанести непоправимый ущерб хрупкой экосистеме.
«Мы уже видим, что некоторые виды обеспокоены», — сказал специалист по биоразнообразию Нико Думани.
Но албанское правительство отрицает, что аэропорт нарушает охраняемые территории, и заявляет, что проект станет столь необходимым стимулом для развития туризма.
«Аэропорт все равно будет построен», — заявил премьер-министр Эди Рама. «Это будет добавленной стоимостью и никоим образом не будет угрозой для экосистемы».
‘Лучшая жизнь’
В двух с половиной часах езды к югу от Тираны лагуна Нарта и ее болотистые окрестности являются домом для более чем 200 видов птиц, в том числе 33 вида, занесенных в красный список находящихся под угрозой исчезновения флоры и фауны Албании.
Это конечный пункт Вьосы — одной из последних не запруженных рек Европы — перед тем, как она впадает в Адриатическое море через лабиринт водных путей и болот, идеально подходящих для птиц.
Но всего в пяти километрах к северу по прямой линии строительные бригады закладывают основу для аэропорта стоимостью 104 миллиона евро (112 миллионов долларов), который к 2025 году будет обслуживать два миллиона пассажиров в год.
Местные жители в значительной степени поддерживают аэропорт, который, как они надеются, принесет рабочие места и развитие бедному региону.
«Я думаю, что это хорошая инвестиция в будущее наших детей, в лучшую жизнь здесь», — сказал AFP 70-летний Токли Хиса.
Его деревня была опустошена волнами миграции, остался только один магазин, в котором продается все, от сахара до мешков с цементом.
Власти говорят, что аэропорт будет способствовать развитию туризма и создаст 1500 рабочих мест непосредственно в стране, где каждый пятый моложе 30 лет не имеет работы, а среднемесячная заработная плата составляет 560 евро.
Обезображенный берег
Но экологи опасаются, что массовый туризм вызовет бурную волну строительства.
Активисты указывают на изуродованные участки побережья во Влере и Дурресе, которые были заселены курортами и многоквартирными домами без особого надзора.
Быстрая урбанизация в этом районе, наряду с чрезмерным выловом рыбы и изменением климата , уже сыграла свою роль в резком сокращении популяций перелетных птиц.
В прошлом году исследователи сообщили, что количество водоплавающих птиц на водно-болотных угодьях Дивьяка-Караваста в Албании сократилось на четверть.
По мнению Орнольда Базая, владельца агентства, занимающегося экотуризмом, аэропорт может подорвать участки нетронутой береговой линии, которые в первую очередь привлекают туристов в этот район.
«В краткосрочной перспективе это будет иметь положительный эффект», — сказал Базай. «Но в долгосрочной перспективе это разрушит окружающую среду и, в свою очередь, туризм».