С начала 2014 года возникла информация, что сберегательный банк ведет переговоры с Alibaba об заведении в России общего предприятия в сфере онлайн-торговли. В нее войдут активы Alibaba в Российской Федерации и ее трансграничные операции (включая AliExpress и Tmall), а кроме этого принадлежащий Mail.Ru Group маркетплейс Pandao. Доля «МегаФона» в СП составит приблизительно 24%, Mail.Ru Group — 15%.
Специалисты выразили мнение, что в новом бизнесе китайскую сторону может интересовать доступ к цифровым данным и аудитории социальных сетей, мессенджеров, электронной почты и онлайн-игр благодаря Mail.Ru Group. РФПИ внесет деньги, как и Mail.Ru Group, которая, кроме того, передаст в СП веб-магазин китайских товаров Pandao. AliExpress Russia и Mail.Ru Group заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое предполагает, кроме прочего, обмен траффиком и продуктовыми инициативами, говорится в сообщении. 48% акций будет обладать Alibaba, 24% — МегаФон, 15% достанется Mail.ru и 13% — RDIF. Как ожидается, работа СП будет вестись во всех сегментах электронной торговли, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, собственных прямых продажах.
Повышение уровня потребления в Российской Федерации. Об этом в кулуарах ВЭФ сказал президент Alibaba Group Майкл Эванс. По утверждению гендиректора RDIF Кирилла Дмитриева, русские партнеры в общем получат 52% акций. При всем этом он подчеркнул немалый потенциал рынка электронной коммерции в РФ.
Эксперты считают, что для Alibaba Group такой шаг обусловлен желанием получить доступ к данным об онлайн-активности граждан России. Сергей Солдатенков, генеральный руководитель МегаФон: «МегаФон» рад вступить в партнерство с мировыми технологическими лидерами Alibaba Group, РФПИ и Mail.Ru Group. «По нашим данным, в 2016-ом 92% новых клиентов приходили на русский онлайн-рынок именно через кросс-бордер». Это соглашение на все 100% соответствует нашей цифровой стратегии «Развиваем цифровой мир», направленной на создание новых возможностей для не менее чем 76 млн клиентов. Как подчеркнул Майкл Эванс, сотрудничество с Россией усилит трансграничное партнерство и несомненно поможет трансформировать российскую цепочку создания добавленной стоимости в ритейле, попутно обеспечивая покупателей инновационным сервисом.
Специалист подчеркнул, что по условиям сделки консорциум «Мегафона» и Mail.ru Group формально не получает контроль в СП, и еще не совсем ясно, как именно они смогут окупить свои вложения в проект.
Закончить сделку планируется в первом квартале 2019 года.