В понедельник Google столкнулась со вторым крупным антимонопольным разбирательством менее чем за год: правительство США обвинило технологического гиганта в несправедливом доминировании в сфере онлайн-рекламы и подавлении конкуренции.
Судебный процесс в федеральном суде Вирджинии стал продолжением другого дела, в котором судья в прошлом месяце признал поисковый бизнес Google незаконной монополией.
Эта новая битва, также инициированная Министерством юстиции США, сосредоточена на рекламных технологиях — сложной системе, определяющей, какую онлайн-рекламу видят пользователи и ее стоимость.
Правительство США конкретно утверждает, что Google контролирует рынок размещения баннерной рекламы на веб-сайтах, в том числе принадлежащих многим создателям контента и небольшим поставщикам новостей.
По мнению юристов, это означает, что Google может как взимать более высокие цены с рекламодателей, так и направлять меньший доход издателям, таким как новостные сайты, многие из которых изо всех сил пытаются удержаться на плаву.
«Эта технология может быть современной, но практика (демонстрируемая Google) так же стара, как и сами монополии», — заявила в переполненном зале суда Джулия Тарвер Вуд, юрист Министерства юстиции.
В своем вступительном заявлении Вуд заявила, что Google использовала свою финансовую мощь для приобретения потенциальных конкурентов и монополизации рынка рекламных технологий, не оставив рекламодателям и издателям иного выбора, кроме как использовать ее технологии.
Она добавила, что благодаря приобретениям «Google использовала свою монополию, чтобы создать новый набор рекламных технологических инструментов, необходимых для поддержания функционирования Интернета».
По ее словам, поскольку доходы издателей сократились, «издатели, как и следовало ожидать, пришли в ярость, и факты покажут, что они ничего не могли сделать».
По данным правительства США, на веб-сайтах ежедневно демонстрируется более 13 миллиардов рекламных объявлений, что приносит издателям около 12 миллиардов долларов, большая часть которых проходит через рекламные технологии Google.
Правительство США пытается добиться от Google продажи части своего рекламного технологического бизнеса.
«Альтернативы нет»
Юрист Google Карен Данн отвергла обвинения, назвав их попыткой правительства выбрать «победителей и проигравших» на разнообразном рынке.
Она настаивала на том, что рассматриваемая под микроскопом дисплейная реклама составляет лишь небольшую долю современного бизнеса рекламных технологий.
По ее словам, истцы игнорируют рекламу, которая также размещается в результатах поиска, приложениях и на платформах социальных сетей, и где в целом Google не доминирует.
«Дело истца немного похоже на капсулу времени», — сказала Данн в своем вступительном слове.
Она предупредила, что если Google проиграет дело, победителями окажутся другие технологические гиганты, такие как Microsoft, Meta или Amazon, чья доля рынка онлайн-рекламы «растет, тогда как доля Google падает».
Она добавила, что дело также должно быть прекращено в связи с юридическим прецедентом в США, который опроверг аналогичные аргументы в предыдущих антимонопольных делах.
Первым свидетелем, вызванным правительством США, стал Тим Вулф, руководитель газеты Gannett, издатель US Today и сотен местных новостных агентств США.
Он заявил суду, что его компания «не видит альтернативы» Google.
По его словам, его рекламные технологические инструменты обеспечивают доступ к рекламодателям, который не могут предложить другие поставщики технологий.
Ожидается, что судебный процесс продлится не менее шести недель и на нем будут заслушаны десятки свидетелей. Председательствовать будет судья Леони Бринкема.
Ее решение о том, нарушил ли Google антимонопольное законодательство, будет принято через несколько месяцев после суда. Если вина будет доказана, то отдельная фаза суда решит, как Google следует подчиниться заключению судьи.
Аналогичные расследования доминирования Google в сфере рекламных технологий продолжаются в Европейском союзе и Великобритании.
В другом случае Google заключила мировое соглашение с французским антимонопольным органом в 2021 году и была оштрафована на 220 миллионов евро (242 миллиона долларов США).