Международная конференция по искусственному интеллекту и анализу данных AIJourney — платформа для обмена знаниями и опытом в области использования возможностей ИИ на благо человека. С 2012 года в ней принимают участие AI-разработчики и представители бизнеса из России, Китая, ОАЭ, Индии и Индонезии.
В реализации чат-бота приняли участие студенты и преподаватели совместной образовательной программы СПбГУ и «Сбера» «Искусственный интеллект и наука о данных». Основная задача универсантов состояла в подготовке модулей AI-помощника на основе данных, взятых с официального сайта Санкт-Петербургского университета.
«Чат-бот на основе большой языковой модели работает с использованием алгоритмов машинного обучения и обработки естественного языка. Он анализирует большие объемы текстовых данных о вузе, чтобы генерировать ответы на вопросы универсантов и сотрудников. Однако на этом возможности таких помощников не ограничиваются, потенциально они могут выполнять задачи, такие как перевод, генерация контента или автоматизация процессов», — объяснил старший преподаватель СПбГУ Федор Витальевич Бушмелев (кафедра информатики).
Разработчики отмечают, что уже имеющиеся функции помощника для вузов позволят упростить и автоматизировать навигацию по сайту СПбГУ. Студент, абитуриент или сотрудник Университета сможет узнать ответ на любой вопрос по образовательному или административному процессу. Например, как оформить материальную помощь, как получить повышенную стипендию, как получить справку об обучении. Основное преимущество сервиса в том, что пользователю не нужно пытаться формулировать запрос по строгому шаблону для получения ответа — можно использовать свой обычный лексикон. На работу не повлияют даже опечатки, но может быть блокировка за использование нецензурных слов и запросов.
«Сегодня большинство студентов пользуется мессенджерами, а Telegram среди них является самым популярным. Люди привыкли общаться в чатах, поэтому мы предполагаем, что «AI-помощник для вузов» станет удобным сервисом, в котором можно задать вопрос, аналогичный тому, который можно задать сотруднику учебного отдела, приемной комиссии или одногруппнику», — считает Федор Витальевич.
В ближайшее время коллективом разработчиков запланирована оптимизация нового модуля «Расписание занятий» и корректировка возможных запросов пользователя. Также в рамках исследовательской работы студенты образовательной программы «Искусственный интеллект и наука о данных» сформируют список наиболее популярных вопросов для повышения скорости ответа и извлечения информации из сложных таблиц и документов.