Согласно данным опроса, проведенного ВЦИОМ в мае 2022 года, сразу 78% автовладельцев считают индивидуальную систему расчета тарифов ОСАГО справедливой. Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов уверен, что столь положительное восприятие автомобилистами индивидуальной системы расчета стоимости ОСАГО говорит о высокой эффективности реформы индивидуализации тарифов обязательной «автогражданки».
По мнению Петра Шкуматова, именно благодаря внедрению индивидуальной системы тарификации страховщикам сегмента ОСАГО удается из года в год поддерживать стоимость полисов для порядочных автомобилистов на стабильном уровне. Об этом готовят многочисленные статистические данные от Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Согласно же опросу ВЦИОМ, 16% респондентов или каждый шестой автомобилист отметил, что действие индивидуальной системы расчета стоимости привело к снижению стоимости его полиса ОСАГО. Участие в опросе приняли автовладельцы с действующим полисом ОСАГО со всех федеральных округов Российской Федерации.
«Такие результаты демонстрируют преимущества индивидуализации для водителей, ведь чем аккуратнее ведет себя автовладелец на дороге, тем дешевле для него стоимость полиса. Индивидуализация ОСАГО привела к тому, что аккуратные водители начали получать финансовые преимущества. В условиях роста стоимости содержания автомобиля цена полисов ОСАГО для таких автовладельцев остается на прежнем уровне или даже уменьшается. Напоминаю, согласно статистике РСА средняя премия по ОСАГО в марте 2022 года составила всего 5 814 рублей, что вполне коррелируется с данными прошлых лет».
Петр Шкуматов уверен, хоть экономический кризис и уход с отечественного рынка многих иностранных производителей автозапчастей снизили покупательскую способность граждан, обязательное автострахование выполняет роль островка надежности для большинства автомобилистов. Российские водители наглядно видят зависимость цены ОСАГО от их стиля вождения и понимают, что добросовестным водителям не нужно платить за лихачей и недобросовестных владельцев авто. Также, согласно данным РСА на 31 декабря 2021 года, 10,1 млн российских водителей имели максимальную скидку на ОСАГО благодаря коэффициенту «бонус-малус» (КБМ), который напрямую зависит от аварийности.
Директор фонда «За права заёмщиков» Евгения Лазарева объясняет: «Результаты опроса демонстрируют, что принципы, заложенные в основу либерализации ОСАГО, соответствуют ожиданиям большинства опытных автовладельцев. На наш взгляд, именно на эту категорию водителей стоит ориентироваться, поскольку их стаж вождения – залог снижения риска аварийных ситуаций для других участников дорожного движения. Очевидно, что наибольшая поддержка наблюдается именно у автомобилистов с весомым стажем. Когда один водитель попадает в десятки аварий, а другой уже 15 лет ездит без единого ДТП, возникает вопрос, почему они должны платить одинаково. Индивидуальные тарифы – это справедливо. Низкорисковые страхователи с хорошим стажем ощущают снижение стоимости полисов, и поддержка индивидуализации с их стороны будет только нарастать».
Регулятор в лице Центрального банка РФ, законодательные органы и РСА продолжают держать курс на реформирование ОСАГО в России, ключевым шагом которого стал переход сегмента обязательного автострахования на индивидуальную тарификацию в августе 2020 года, а следом и расширение тарифного коридора ОСАГО по указу Центрального Банка РФ в сентябре того же года. Как показывают результаты опроса ВЦИОМ и данные официальной статистики РСА, такое решение направлено, прежде всего, на благо автомобилистов и поддержание ОСАГО как социально значимого вида страхования.