Век разрушителей культуры недолог

Новости сегодня - Век разрушителей культуры недолог

Наша Версия: ​Государственный статус Музея Рерихов может привести к окончательной потере Наследия
​Егор Иванов

В настоящее время Международный Центр Рерихов готовит к вывозу имущество из двух главных зданий своего общественного Музея имени Н.К.Рериха, расположенного в московской усадьбе Лопухиных недалеко от Кремля. Похоже, почти девять месяцев новые хозяева особняка, руководство Государственного музея Востока, не допускало сотрудников МЦР на территорию к личным вещам и имуществу организации, объясняя это примерно тем, что все здания вместе с содержимым переданы на ответственное хранение.

Напомним, 28 апреля несколько десятков охранников государственного музея Востока вошли на территорию общественного музея имени Н.К.Рериха и блокировали вход. На следующий день при участии советника министра культуры Кирилла Рыбака усадьба вместе со всеми строениями была передана ГМВ на ответственное хранение якобы в рамках уголовного дела в отношении обанкротившегося Мастер-банка. Вместе с имуществом рериховского центра «в плен» попали и личные вещи трудового коллектива общественного музея Рериха. Свои вещи сотрудники стали получать только недавно, после массовой подачи исков в суды на руководство государственного музея Востока в связи с незаконным удержанием личных вещей. ГМВ был вынужден начать выдачу имущества сотрудников. Сразу запахло криминалом. Сотрудники недосчитались принадлежащих им документов, электронных носителей с личными данными, рукописей.

Но то, что музейщики МЦР увидели в подвалах и кабинетах общественного музея вызвало шок. Новые хозяева из государственного музея Востока под управлением заместителя его директора Тиграна Мкртычева осваиваясь в общественном музее имени Н.К.Рериха не церемонились с контролем помещений. В музее можно было наблюдать примерно такую картину: было разбито и свалено в кучу дорогостоящее музейное оборудование – витрины и витражи. Фризы, некогда украшающие музейные залы, вандалы преднамеренно разломали и изуродовали. Восстановлению они не подлежат. Вещи из всех кабинетов набросаны в беспорядочные кучи. Сейфы взломаны. Компьютеры организации свалены в туалетных комнатах. Картина напоминает документальную хронику разорения фашистами Ясной Поляны или Петергофа в годы Великой Отечественной войны. И руководство музея Востока и Минкультуры называет такие действия ответственным хранением имущества Международного Центра Рерихов? Похоже, что также считает Прокуратура и полиция, куда сотрудники МЦР безрезультатно обращались с жалобами на действия чиновников от культуры, каждый раз получая один и тот же ответ «нарушений не усматривается». Хотя, по всей видимости, происходит безнаказанное глумление над законом и правом со стороны высоких чиновников, уверенных, что им все сойдет с рук. А ведь это совершается в отношении известной в мире общественной организации культуры, создавшей уникальный музей с мировой коллекцией живописи кисти Рерихов. Организации, которая была основана и опекалась Святославом Рерихом – младшим сыном великого русского художника Николая Рериха. Впрочем, для разрушителей общественного музея имена великих представителей российской культуры, не более чем звук. Сегодня они с легкостью переиначивают волю сына Рериха о сохранении наследия его родителей в общественном музее в усадьбе Лопухиных, утверждая, что Святослав Рерих на самом деле мечтал создать государственный музей.
Общественного Музея Вместе с тем позиция самого младшего Рериха хорошо известна. В своих документах и публичных выступлениях он неоднократно свидетельствовал, что создаваемый им общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха в Москве не должен подчиняться «Музею искусств народов Востока». Он, если верить порталу save-roerich-museum.ru, высказывался еще более определенно в письме к президенту Ельцину: «В 1990 году я вместе с остальным наследием передал Центру (имеется в виду Международный Центр Рерихов – правопреемник Советского Фонда Рерихов) большую выставку картин моего отца и моих собственных (286 полотен), которая долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусства народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».
Нынешнюю ситуацию с общественным музеем, созданным коллективом МЦР под руководством доверенного лица С.Н.Рериха Людмилы Шапошниковой с полным правом можно назвать своеобразной местью чиновников Святославу Рериху, который почти тридцать лет назад высказал открытое недоверие государственно-чиновничьей системе культуры и поэтому твердо стоял на создании в Москве именно общественного музея на базе наследия семьи Рерихов, включающего сотни картин кисти отца и сына Рерихов, редкие коллекции и уникальный семейный архив с бесценными философскими рукописями Елены Рерих. За 25 лет активной культурной деятельности общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР сделал невероятно много для изучения и популяризации философского и художественного наследия Рерихов в России и за рубежом. И вот теперь, по-видимому, мы наблюдаем час расплаты общественной организации за многогранную культурную деятельность по развитию и защите российской культуры, многие годы проводимую вне подчинения чиновников Минкультуры. Это, на мой взгляд, стало результатом произвола невежества, триумф которого мы наблюдаем сегодня в нашей стране в области культурной политики, когда культура подменяется идеологией, нравственные ценности – лозунгами, а значимость того или иного культурного учреждения состоит не в его содержательной просветительской и научной деятельности, а в размере полученной прибыли. Бездушные «образованцы» пытаются превратить культуру России в бизнес – подменяя ее изначальную роль «почитания света» («культ» – почитание и «ур» – свет), иначе говоря, развития духовности и нравственности, развлечением и досугом.

Произошедший, как мне кажется, именно незаконный захват и разгром крупнейшего общественного музея Рериха в России наблюдать больно и стыдно. От того еще больно и стыдно, что действия чиновников были бы невозможны при активной гражданской позиции деятелей отечественной культуры, которые стыдливо молчат, наблюдая разрушение музея. На фоне этого зловещего гробового молчания все чаще приходят новости о все новых бедствиях нашей культуры. Вот и на днях пришла очередная весть с «фронта» о постепенном разрушении Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря (ВХНРЦ), трудовой коллектив которого в отчаянии обратился за помощью к президенту В.В.Путину.

И все же хочется надеяться, что век разрушителей нашей культуры недолог, что их деяния непременно получат справедливую оценку и послужат уроком к осознанию необходимости перехода России от государственного тоталитаризма в области культуры к ее действительному всеобщему развитию и сохранению на основе широкого распространения ее общественных форм. Опыт общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов показал, что это не только возможно, но и необходимо, если мы хотим видеть нашу страну по-настоящему Великой Державой, а не страной попкорна и пива.

Понравилась новость - поделитесь с Друзьями!

Новости партнеров:

Вам могло бы понравиться:

Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд
Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором
ИИ сможет читать наши мысли ИИ сможет читать наши мысли
Исследования показывают, что разрывы водопровода редко происходят из-за одного фактора Исследования показывают, что разрывы водопровода редко происходят из-за одного фактора

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

©2015 - 2024 Актуальные Новости Сегодня. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!