Вопросы маркшейдеру

Новости сегодня - Вопросы маркшейдеру

Когда мы с Вами спускаемся в метро, у нас возникает закономерный вопрос: как ориентировались под землей строители, как они соединяли тоннели?  Какими знаниями и умениями нужно обладать, чтобы осуществлять подземную навигацию? Сегодня мы решили рассказать о необычной профессии подземного штурмана. Для этого мы встретились и побеседовали c  Игорем Горяиновым,  маркшейдером Московского Метростроя

Игорь считает, что основой точного  подземного ориентирования является правило «двух рук»: постоянный независимый контроль всех вычислений. Успех обеспечивает грамотная продуманная работа и комфорт рабочего места. Дискомфорт и «штурмовщина» – провоцируют ошибки.

Давайте начнем сразу со сложного. Объясните, как маркшейдер ориентируется под землей? Ведь там ничего не видно, в отличие от наземного строительства.

Начнем с того, что и при наземном строительстве маркшейдер  или по сути ничего не видит. И никакой надобности в этом нет. Он вычисляет на основе тригонометрических функций свои действия. Маркшейдер работает в трехмерной координатной системе, где есть ось X-направление на север, ось Y- направление на восток и ось Н – высота от уровня Балтийского моря. Если вы знаете свое местоположение и то, как должна идти трасса тоннеля, то вы можете вычислить насколько и куда Вам повернуть. Похожим образом работают навигаторы в смартфонах, которые говорят: «через 30 метров поверните направо». У смартфона нет глаз, но он уверенно ориентируется.

А какова гарантия, что вы повернете в нужной точке, а не ошибетесь?

Гарантией является сама технология производства работ. В профессиональной терминологии она называется правилом «двух рук». Это когда две группы людей, действуя независимо друг от друга, должны придти к одному результату или к заранее известному числу. Например, вы вбили некие координаты  одной точки, ваш коллега вбил координаты другой точки, заранее известно, что расстояние между ними 100 метров, а азимут 45 градусов. Если все получилось, то можно уверенно работать. Это правило относится ко всему: расчетам, измерениям.

Но ошибки все же, наверное бывают. Как часто они случаются и из-за чего?

На этот счет есть городская легенда о том, как  царский горный инженер, отвечавший  за строительство  железнодорожного тоннеля, застрелился, когда сбойка не произошла в назначенное время. В разных версиях легенды фигурируют разные места: Сурамский перевал на Кавказе, Круглобайкальская железная дорога, Инкерман под Севастополем. Различается и величина несбойки в вариантах легенды от 50 см до двух параллельных тоннелей. Но в идее ошибки все легенды сходятся: инженер не учел  в расчетах длину одного уложения мерной ленты в 24,5 метра (это тысяча дюймов). Основой грубой ошибки при маркшейдерских работах являются именно расчеты.  Погрешности в измерениях не приводят к таким серьезным проблемам.

Ошибки в расчетах возникают не сколько из-за непрофессионализма, а из-за штурмовщины во время работ. Проблема возникает, когда нужно сделать все срочно, вот прям сейчас, а еще не известно ни расположение трассы, ни необходимые данные. Начальство начинает оказывать давление и требовать к определенному сроку. Так это все и получается. Кстати большинство аварий при подземных работах провоцируются именно «штурмовщиной».

А если тоннели не стыкуются точно? Что тогда делать?

Так, чтобы  получилось два параллельных  тоннеля случаи в Российской и советской практике неизвестны.  Редко, еще советские маркшейдера, ошибались в параметрах поворота тоннеля. Из-за такой ошибки приходится перебирать метров 100 тоннеля, меняя параметры трассы.  В этом случае вводится ограничение скорости движения подвижного состава, но для обычных пассажиров это не заметно. В целом ситуации таких проблем, редки. Большинство маркшейдеров знает о них лишь из общения с коллегами или изучения истории.

 Т.е. все поправимо. Расскажите о специальности геодезист, чем она принципиально отличается маркшейдера?

Образно говоря, маркшейдер – это горный инженер, обладающий навыками геометрических измерений. Геодезист – это именно инженер, специализирующийся  только на геометрических измерениях. Ранее разница между специальностями была существеннее, сейчас все это стерлось. Геодезисты работают под Землей, точно так же как маркшейдера – на поверхности. Главная задача и тех и других ориентирование, направлении. Например, чтобы тоннели совпали друг с другом, а дома были ровными и т.д. Еще маркшейдера больше внимания уделяют техники безопасности работы в подземных условиях, специально обучаются, сдают экзамены. Мне приходилось сдавать такие экзамены и проходить профессиональную переподготовку. В университете я получал специальность инженер-геодезист.

А насколько вообще опасны подземные работы под Землей?

Когда я переучивался с геодезиста на маркшейдера  существенным пунктом учебной программы была техника безопасности при подземных работах. Безусловно работа в угольных шахтах опасна вероятностью взрыва и обвала. Что касается транспортного подземного строительства, то здесь таких факторов нет. Большую опасность представляет подземный пожар и соответствующее задымление. Для этого всех работников оснащают самоспасателями, для кратковременного дыхания в условиях задымления. Для того, чтобы понять сколько непосредственно человек работает под землей, действует системы безопасности, чем-то похожая на гардероб. Когда вы спускаетесь в шахту: вы берете с собой  персональный номерок. Возле шахтного ствола висит специальная доска, на которой видно количество людей работающих под Землей. Определенную опасность представляют взрывные работы, но там все хорошо организовано.

 При строительстве Московского метро регулярно взрывают?

Да и в основном в центре города. Не везде есть возможность применять тоннелепроходческие щиты или комбайны, приходится применять взрывчатку. Маркшейдер в этом случае регулярно уведомляет взрывников о целиках до поверхности и существующих конструкций метрополитена. Те уже в свою очередь делают расчеты и производят подрыв. Сами породы на глубинах 80 метров сравнимы по прочности с бетоном.

Находили ли  вы интересные артефакты в этих породах?

Постоянно находил много ракушек, доисторических моллюсков, щупалец кальмара и других древностей. Они находятся ниже «культурного слоя». В «культурном слое» можно найти всякий строительный мусор прошлого и позапрошлого века. Наиболее интересные экспонаты передаются археологам. Но в основном это, конечно же обитатели моря из древности. Поражаешься, что везде на земле был океан.

Скажите насколько сложно учиться на маркшейдера?

Не учился на гуманитария, но можно сказать, что это не только сложнее, но и напряженнее. Из опыта работы преподавателем в вузе могу сказать, что гуманитарии более расслаблены. Они постоянно планируют свой отдых, обсуждают как интереснее провести выходные или вечер. Технари более сосредоточены на учебе. Если вы идете учиться на инженера нужно быть готовым к довольно интенсивной работе. Хотя со временем требования к техническим знаниям все время снижаются. Техника становится сложнее, а пользоваться ей проще.

И последний вопрос. Как вы видите маркшейдера в будущем.

Думаю, все технические специальности сильно трансформируются в ближайшем будущем. Геодезия и маркшейдерия напрямую связана с применение высокоточных измерительных инструментов. Сам процесс измерений был некоторым искусством: где нужно было несовершенным оборудованием добиться высокой точности. Сейчас качество инструментов выросло настолько, что сами измерения превратились в рутину. Удобство использования оборудования сделало их доступным широкому кругу лиц. В целом нас  ждет большая переоценка ценностей всех профессий и их значения в обществе. В будущем маркшейдер это скорее специалист по обслуживанию измерительного оборудования, его наладке, обучению сотрудников, а не непосредственный измеритель.

 Вопросы маркшейдеру

 

Понравилась новость - поделитесь с Друзьями!

Новости партнеров:

Вам могло бы понравиться:

Импортозамещение на горном производстве и в металлургии обсудили на круглом столе Импортозамещение на горном производстве и в металлургии обсудили на круглом столе
Жизнь рядом с зелеными насаждениями снижает риск депрессии и тревоги Жизнь рядом с зелеными насаждениями снижает риск депрессии и тревоги
Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд
Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

©2015 - 2024 Актуальные Новости Сегодня. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!