Новости сегодня - Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором
Развитие искусственного интеллекта вынудило все большее число журналистов решать этические и редакционные проблемы, возникающие в связи с быстро развивающимися технологиями.
Роль искусственного интеллекта в оказании помощи новостным службам или их полной трансформации была среди вопросов, поднятых на Международном фестивале журналистики в итальянском городе Перуджа, который закрывается в воскресенье.
Что будет с рабочими местами?
Инструменты искусственного интеллекта, имитирующие человеческий интеллект, широко используются в редакциях новостей по всему миру для расшифровки звуковых файлов, обобщения текстов и перевода.
В начале 2023 года немецкая группа Axel Springer объявила о сокращении рабочих мест в газетах Bild и Die Welt, заявив, что теперь AI может «заменить» некоторых своих журналистов.
Генеративный искусственный интеллект, способный создавать текст и изображения по простому запросу на повседневном языке, уже полтора года открывает новые горизонты и вызывает обеспокоенность.
Одна из проблем заключается в том, что голоса и лица теперь можно клонировать для создания подкаста или представления новостей по телевидению. В прошлом году филиппинский сайт Rappler создал бренд, ориентированный на молодую аудиторию, превратив свои длинные статьи в комиксы, графику и даже видео.
Профессионалы СМИ согласны с тем, что их профессия теперь должна сосредоточиться на задачах, предлагающих наибольшую «добавленную стоимость».
«Вы тот, кто делает настоящие вещи», и «инструменты, которые мы производим, будут вам помощниками», — заявил генеральный менеджер Google News Шайлеш Пракаш на фестивале в Перудже.
Все о деньгах
Затраты на генеративный искусственный интеллект резко упали с тех пор, как ChatGPT появился на сцене в конце 2022 года, и инструмент, разработанный американским стартапом OpenAI, теперь доступен для небольших редакций.
Колумбийское издание расследований Cuestion Publica привлекло инженеров к разработке инструмента, который сможет копаться в его архивах и находить соответствующую справочную информацию в случае экстренных новостей.
Но многие медиаорганизации не создают свои собственные языковые модели, которые лежат в основе интерфейсов ИИ, говорит профессор Амстердамского университета Натали Хельбергер. Они нужны для «безопасных и надежных технологий», подчеркнул он.
Угроза дезинформации
По оценкам журнала Everypixel Journal, проведенному в прошлом году, ИИ создал за год столько же изображений, сколько фотография за 150 лет.
Это подняло серьезные вопросы о том, как можно выудить новости из приливной волны контента, включая дипфейки.
СМИ и технологические организации объединяются для борьбы с этой угрозой, в частности, через Коалицию за происхождение и подлинность контента, которая стремится установить общие стандарты.
«Основной нашей работой является сбор новостей и репортажи с мест», — сказала Софи Юэ, недавно назначенная директором по глобальным новостям по редакционным инновациям и искусственному интеллекту в Agence France-Presse.
«Некоторое время мы будем полагаться на репортеров-людей», — добавила она, хотя это может быть и с помощью искусственного интеллекта.
От Дикого Запада к регулированию
Организация по надзору за правами СМИ «Репортеры без границ», которая расширила свою задачу по правам СМИ до защиты достоверных новостей, в конце прошлого года представила Парижскую хартию по искусственному интеллекту и журналистике.
«Одна из вещей, которые мне действительно понравились в Парижской хартии, — это акцент на прозрачности», — сказала Аня Шиффрин, преподаватель глобальных медиа, инноваций и прав человека в Колумбийском университете в США.
«В какой степени издатели должны будут раскрывать информацию, когда они используют генеративную IA?»
Олле Захрисон, руководитель отдела искусственного интеллекта и новостной стратегии общественной телекомпании «Шведское радио», сказал, что «идут серьезные дебаты: следует ли выделять контент искусственного интеллекта или люди должны доверять вашему бренду?»
Регулирование остается в зачаточном состоянии ввиду постоянно развивающихся технологий.
В марте Европейский парламент принял рамочный закон, направленный на регулирование моделей искусственного интеллекта, не сдерживая инноваций, в то время как руководящие принципы и уставы все чаще встречаются в новостных редакциях.
Редакционные правила ИИ обновляются каждые три месяца в индийской Quintillion Media, рассказала ее руководитель Риту Капур.
Ни одна из статей организации не может быть написана ИИ, а изображения, которые он генерирует, не могут отражать реальную жизнь.
Сопротивляться или сотрудничать?
Модели искусственного интеллекта питаются данными, но их жажда получить жизненно важный товар вызвала недовольство среди поставщиков.
В декабре New York Times подала в суд на OpenAI и ее главного инвестора Microsoft за нарушение авторских прав.
Напротив, другие медиаорганизации заключили соглашения с OpenAI: Axel Springer, американское информационное агентство AP, французская ежедневная газета Le Monde и испанская группа Prisa Media, в чьи издания входят газеты El Pais и AS.
Учитывая ограниченность ресурсов в медиаиндустрии, сотрудничество с новыми технологиями заманчиво, объясняет Эмили Белл, профессор школы журналистики Колумбийского университета.
Она чувствует растущее внешнее давление: «Садитесь на борт и не опоздайте на поезд».