Наскальные рисунки — одно из самых интригующих свидетельств человеческого прошлого — они напрямую отражают то, как наши предки смотрели на свой мир. Это обеспечивает принципиально иную перспективу по сравнению с другими археологическими предметами, такими как каменные артефакты.
Несмотря на этот заманчивый потенциал, исследование наскального искусства может оказаться весьма сложной задачей. Разные исследователи могут иметь противоположные интерпретации значения одного и того же изображения. Иногда они даже не могут договориться о том, что представляет собой наскальное искусство.
Учитывая эти трудности, как наскальное искусство может способствовать пониманию прошлого?
Наше новое исследование , опубликованное в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, использует инновационный подход к принципиально иному пониманию наскального искусства Арнемленда.
Резкое изменение ландшафта
Наша работа касается района лагуны Красная Лилия. Эта часть западного Арнемленда содержит всемирно значимые записи о прошлом человечества, включая старейший археологический памятник Австралии.
Он также стал объектом драматических изменений ландшафта в результате значительного повышения уровня моря за последние 14 000 лет.
Береговая линия переместилась на сотни километров вплотную к скалам в районе Красной Лилии, а затем отступила на север примерно на 50 км до своего нынешнего положения. Эти изменения имели бы глубокие последствия для людей, живущих в этом районе.
Сложный ландшафт скал из песчаника и плоских пойм резко изменился: от открытой саванны до илистой равнины и мангровых болот. В конце концов, это превратится в сезонно затопляемые пресноводные водно-болотные угодья, которые существуют в регионе сегодня.
Потрясающий рекорд в области рок-арта
Арнемленд имеет удивительную историю наскального искусства, которую традиционные владельцы продолжают поддерживать и сегодня.
Наскальные рисунки Арнемленда можно разделить на несколько различных стилей, которые менялись на протяжении тысячелетий. Считается, что эти стили, в том числе известный стиль X-Ray , соответствуют изменениям ландшафта, вызванным повышением уровня моря. Например, морские животные, такие как рыбы, появляются в наскальных рисунках, когда уровень моря поднимается настолько, что оказывает воздействие на эту область.
Чтобы преодолеть субъективный характер интерпретации произведений искусства, археологи часто обращаются к пейзажу, чтобы понять расположение различных видов искусства.
Этот подход предполагает, что сегодняшний пейзаж похож на тот, когда было написано произведение искусства. В Арнемленде, где наскальным рисункам, по оценкам, более 15 000 лет, а ландшафт за это время сильно изменился, это не так.
В нашем исследовании использовались данные высокого разрешения, полученные в результате съемок с самолетов и дронов, чтобы понять расположение объектов наскального искусства по всему ландшафту. Мы также нанесли на карту погребенные ландшафты, используя методы визуализации, чтобы понять, как ландшафт менялся с течением времени.
Мы использовали эти данные, чтобы понять, какую часть ландшафта можно было увидеть с каждого места наскального искусства в каждый период эволюции ландшафта. Мы также исследовали, какой тип ландшафта виден из каждой локации.
Такой подход был использован в Арнемленде впервые. Результаты дают новое представление о том, что вдохновляло людей на создание наскальных рисунков в разное время в прошлом.
Ценные мангровые заросли
Важно отметить, что мы обнаружили, что производство наскальных рисунков было наиболее активным, разнообразным по стилю и охватывало большую часть плато в период, когда мангровые заросли полностью покрывали поймы рек.
Это может быть связано с тем, что мангровые заросли предоставили обильные ресурсы, которые поддерживали большую и стабильную популяцию людей. Или, возможно, это был ответ на существенное сокращение площади доступной земли, вызванное повышением уровня моря.
Мы также обнаружили, что в период повышения уровня моря наскальные рисунки преимущественно создавались в районах с дальними видами на открытые лесные массивы.
Возможно, это было сделано для облегчения охоты или для обеспечения тщательного управления ландшафтами в период, когда многие люди были вынуждены покинуть север из-за повышения уровня моря.
Детализированные пейзажи обеспечивают глубокое понимание
В целом, наши результаты показывают, что люди в прошлом намеренно выбирали места для размещения наскальных рисунков. Эти наскальные рисунки могут рассказать нам гораздо больше об археологии Арнемленда.
Места, где создается искусство, со временем фундаментально изменились. Это отражает значительные социальные и экономические изменения, которые следуют за эволюцией ландшафта на протяжении долгой истории человеческого проживания на западе Арнемленда.
Важно отметить, что наши результаты показывают, что рассмотрение наскального искусства через призму современного ландшафта делает невозможным понять закономерности размещения наскальных изображений и другие археологические находки.
Наша работа показывает, что более подробные модели ландшафта, непосредственно окружающего археологические памятники, могут дать глубокое понимание прошлой деятельности человека, даже такой трудной для интерпретации, как невероятные произведения искусства Арнемленда.