Особенности национального креатора

Новости сегодня - Особенности национального креатора

В НИУ ВШЭ подсчитали российских творческих специалистов

«Креативный класс России: портрет в цифрах» — так называется научный дайджест, подготовленный Высшей школой экономики и Центром междисциплинарных исследований человеческого капитала. Авторы определяют ключевые количественные характеристики российского креативного класса и опровергают некоторые ошибочные представления об этой социальной страте. IPQuorum пообщался с экспертами отрасли.

Концепция креативного класса была предложена американским экономистом Ричардом Флоридой в одноименной книге, вышедшей в 2002 году. Ученый заявил, что люди творческих профессий, проживающие в крупных городах, представляют собой локомотив экономики. Именно они производят добавленную стоимость, связанную с творческой, интеллектуальной составляющей продукта, будь то кино, архитектура или промышленный дизайн.

Исследуя социальную базу креативной экономики, Флорида пришел к выводу, что креативный класс исповедует особые ценности, связанные с открытостью новому, мультикультурализмом, толерантностью, горизонтальной мобильностью, приоритетом интересных проектов над большим заработком. Для этого класса права интеллектуальной собственности являются более значимыми, чем собственности обычной. Города с высоким уровнем культурного разнообразия и толерантности, поощрением индивидуальности и большим количеством возможностей самореализации, по Флориде, неизбежно становятся точкой притяжения и развития человеческого капитала, а вслед за ним — инвестиций, технологий и других креативных продуктов. Книга «Креативный класс. Люди, которые создают будущее» выдержала несколько переизданий и стала настольной для всех, кто работает с вопросами урбанистики, креативных индустрий, инновационного и технологического развития.

Авторы дайджеста НИУ ВШЭ не углубляются в поведенческие и ценностные установки российского креативного класса, ограничиваясь статистическим определением на основе Общероссийского классификатора занятий. «Под креативным классом понимается совокупность лиц, занятых в профессиях, связанных с творческой (креативной) и интеллектуальной деятельностью», — пишут эксперты во введении. Тем не менее данные статистики в определенной мере проливают свет на особенности российской креативной экономики. Исследователи предлагают использовать их при подготовке управленческих решений, а также для мониторинга реализации правительственной «Концепции развития творческих (креативных) индустрий до 2030 года».

Согласно докладу, численность креативного класса в России в 2021 году составила 3,4 млн человек, или 4,8% от общей численности занятых, за последние пять лет она увеличилась практически на треть. При этом большую часть (43,4%) в 2021 году составляли программисты и специалисты в сфере рекламы и маркетинга. Наименьшую долю — примерно 2% — составляют музыканты.

Из дайджеста следует, что средний представитель креативного класса в России — это «молодой мужчина от 25 до 34 лет с высшим образованием». При этом на протяжении последних пяти лет доля молодежи среди креативного класса снижалась, что исследователи связывают общей тенденцией к сокращению молодых специалистов на российском рынке труда.

Среди других наблюдений — большинство креаторов в России имеют вполне традиционные условия труда, унаследованные из фордистской эпохи. Несмотря на то, что креативный класс принято ассоциировать с гибкими моделями занятости, фрилансом, удаленкой, российские креаторы в массе своей посещают офис и работают восемь часов в день (в 2021 году 89% творческих специалистов трудились полную рабочую неделю). Исследователи связывают это с особенностями российской экономики, в значительной мере ориентированной на государственные организации и традиционную офисную культуру.

По специальности по состоянию на 2021 год работала только половина творческих специалистов. Это подтверждает взгляд на креативные индустрии как на синтетическую и междисциплинарную сферу, где встречаются люди с самыми различными знаниями и умениями.

В текущих реалиях креативный класс, безусловно, востребован российской экономикой, по крайней мере его значимая часть, убежден один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаил Гершман: «Сейчас нашей стране, как никогда, важен переход к инновационному развитию, а без разработчиков, инженеров, айтишников, дизайнеров добиться этого будет крайне сложно. Не менее важно развивать и культурную составляющую, транслируя миру уникальный российский контент в виде музыки, искусства, кино, литературы — то, что в политике называется применением мягкой силы».

По словам исследователя, о росте спроса на креативных специалистов свидетельствует популярность соответствующих образовательных программ: в той же НИУ ВШЭ активно развивается факультет креативных индустрий. Вместе с тем Михаил Гершман подчеркнул, что для креативного класса также очень важны особая рабочая среда, свобода творчества, признание заслуг, ощущение важности своей работы. «Создание таких условий — на базе креативных кластеров, арт-резиденций, школ креативных индустрий и других организаций — задача управленцев и на уровне государства, и на уровне конкретных компаний», — заключил он.

Основатель и генеральный директор компании SmirnovDesign Сергей Смирнов отметил, что ключевая черта специалистов, которые работают в его индустрии, — сочетание художественного и рационального начала: «В промдизайн идут ребята, которые чувствуют технические, логические, причинно-следственные связи и одновременно — эстетику. В этом сочетании секрет успеха в профессии».

По его словам, несмотря на то что дизайнеров готовят многие вузы, найти толкового специалиста бывает очень непросто. «Промдизайнеров учат во многих местах, но качественно — почти нигде. У нас мало практикующих преподавателей. Хорошие школы можно пересчитать по пальцам. С одной стороны, есть перепроизводство, потому что выпускники не могут трудоустроиться, с другой — я, чтобы найти промышленного дизайнера, должен порядком помучиться», — отметил он.

Разорвать этот замкнутый круг могли бы разнообразные конкурсы, акселераторы, программы поддержки, например, из числа тех, что организует Агентство креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Такие проекты помогают наладить коммуникацию между заказчиками и исполнителями, специалистами и работодателями, в общем, навести мосты.

Источник

Понравилась новость - поделитесь с Друзьями!

Новости партнеров:

Вам могло бы понравиться:

Импортозамещение на горном производстве и в металлургии обсудили на круглом столе Импортозамещение на горном производстве и в металлургии обсудили на круглом столе
Жизнь рядом с зелеными насаждениями снижает риск депрессии и тревоги Жизнь рядом с зелеными насаждениями снижает риск депрессии и тревоги
Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд Разработали натриевую батарею, способную быстро заряжаться всего за несколько секунд
Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором Неустанный рост ИИ ставит журналистов перед трудным выбором

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

©2015 - 2024 Актуальные Новости Сегодня. Все права защищены.
При копировании материалов активная гиперссылка на этот сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА!