Новости сегодня - О катастрофе самолета A320 во Франции
Франция прожила без таких авиакатастроф почти 15 лет: до этого пассажирский лайнер разбивался в стране в 2000 году (сверхзвуковой Concorde авиакомпании Air France рухнул на здание гостиницы в пригороде Парижа, погибли 113 человек). Для Западной Европы подобные трагедии тоже являются редкостью: последний раз такое происходило в августе 2008 года, когда самолет MD-82 испанской авиакомпании Spanair разбился при взлете в мадридском аэропорту (погибли 154 человека). Еще больше вопросов оставляет тот факт, что катастрофа произошла во время крейсерской фазы полета, когда вероятность крушения ниже, чем при взлете или посадке. По статистике авиастроительного концерна Boeing за 2004—2013 годы (всемирный коммерческий воздушный флот), во время крейсерского полета происходит только 10% фатальных авиационных происшествий (против 14% во время взлета и начального набора высоты и 47% во время окончательного захода на посадку и посадки).
Вдобавок авиакатастрофа во французских Альпах произошла после рокового года для мировой гражданской авиации: в 2014 году случилось несколько авиакатастроф, обстоятельства которых были беспрецедентны, а причины так и не прояснены до конца (исчезновение Boeing малайзийской авиакомпании Malaysia Airlines в Индийском океане и гибель лайнера той же авиакомпании в небе над восточной Украиной).
«Мы пока не знаем, что случилось с рейсом 4U9525», — заявил днем глава Lufthansa Карстен Шпор, после того как стало ясно, что самолет разбился. Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Франции Мануэль Вальс подчеркнули, что пока рано выдвигать версии случившегося, но изучаются все версии. В этих условиях о причинах катастрофы можно только спекулировать: так, американский телеканал NBC News отмечает, что крушение в срединной фазе полета могло быть вызвано внезапным падением давления внутри самолета (например, из-за трещины в корпусе), поломкой двигателя (хотя A320 может лететь и на одном работающем двигателе при неработающем втором) или насильственным происшествием на борту. Вечером представители Lufthansa заявили, что не рассматривают версии криминального характера.
Что известно о крушении
Самолет Airbus A320-211 немецкого лоукостера Germanwings вылетел из аэропорта Барселоны во вторник утром, следуя рейсом 4U9525. По данным сервиса Flightradar24, запланированное время вылета было назначено на 9:35 по местному времени, фактически самолет вылетел с небольшой задержкой, ровно в 10:00 (12:00 мск).
Рейс направлялся в международный аэропорт Дюссельдорфа, столицы немецкой земли Северный Рейн-Вестфалия. По данным самой компании Germanwings, на борту находилось 150 человек — 144 пассажира и шесть членов экипажа. Почти половина из присутствовавших на борту людей (67 человек) — немцы. Испанские СМИ сообщают, что еще 45 человек были подданными Испании.
Также сообщается, что на самолете находилась группа немецких школьников с преподавателями, но разные источники называют разное число учеников. Испанская El Pereodico пишет, что на борту было 16 учащихся и четверо преподавателей, британская The Independent утверждает, что учителей было двое, а The Local заявляет о 15 учениках.
Germanwings flight #4U9525 (registration D-AIPX) was lost from Flightradar24 at 6800 feet at 09.39 UTC time. pic.twitter.com/vZaQMUlLaZ
— Flightradar24 (@flightradar24) 24 Март 2015
Рейс 4U9525. Информация с сайта Flightradar24
Как рассказал на пресс-конференции глава Germanwings Томас Винкельманн, едва достигнув крейсерской высоты, лайнер снова стал снижаться. Произошло это примерно через 30—40 минут после вылета из Барселоны. Снижение продолжалось восемь минут, и в 12:53 мск диспетчеры потеряли связь с самолетом. Сервис Flightradar24 «потерял» самолет еще раньше — около 12:39 мск, когда тот был на высоте 6,8 тыс. футов над уровнем моря (около 2,1 км, при крейсерской высоте около 11 км).
Рейс 4U9525 исчез с радаров в районе города Барселонет, который располагается в окружении массива Эстро — крупного предгорья Альп. Примерно в 10 км к юго-западу от города находится Тэт—д—Эстро, крупнейший пик региона (2,9 км над уровнем моря), в 90 км к юго-востоку — Лазурный берег Франции, города Ницца и Канны.
О пропаже самолета французские СМИ передали около 13:30 мск. Через 20 минут глава МВД Франции Бернар Казенев подтвердил обнаружение останков самолета на высоте около 6,5 тыс. футов (2 км) над уровнем моря у города Барселонет. Пресс-секретарь министерства Пьер-Анри Бранде рассказал также, что перед столкновением лайнер подал сигнал бедствия, произошло это около 12:45 мск. Однако позднее источник AFP в авиационных властях это опроверг: «Сигнал подал авиадиспетчер, поскольку он потерял контакт с экипажем самолета».
В момент крушения, по данным Gismeteo, в Барселонете было около плюс12 градусов Цельсия, безоблачно, но с довольно сильным ветром. После обеда погода ухудшилась, начался дождь, что затрудняет поисковые работы.
Лоукостер Germanwings
Germanwings была создана в 1997 году. С момента основания авиакомпания перевезла свыше 16 млн пассажиров. Крушение A320 стало первым в ее истории. Единственным владельцем Germanwings с 2009 года является крупнейшая авиакомпания Германии Lufthansa. Авиационных происшествий со смертельным исходом у Lufthansa не было с 1993 года, когда двое человек погибли в аварии Airbus A320 в Польше (по данным Aviation Safety Network).
Разбившийся самолет и модель Airbus A320
Разбившийся самолет был построен в 1990 году и передан в эксплуатацию Lufthansa в 1991 году. Он был одним из старейших в авиапарке Germanwings. Общий налет авиалайнера составлял 58 300 часов и 46 700 циклов «взлет—посадка». На январь 2015 года средний возраст самолетов Germanwings составлял 9,2 года, согласно информации на веб-сайте авиакомпании. Последний раз воздушное судно проходило штатную проверку в понедельник, 23 марта, сообщил представитель Germanwings.
Пилот разбившегося лайнера летал на самолетах Germanwings и Lufthansa на протяжении десяти лет. У него было 6 тыс. часов налета на этой модели Airbus.
Конкретных версий пока нет
Немецкие, французские и испанские власти договорились начать совместное расследование происшествия, сообщила канцлер Ангела Меркель. «Я разговаривала с президентом Франции Франсуа Олландом и премьер-министром Испании Мариано Рахоем. Мы условились оказывать комплексное содействие расследованию причин катастрофы, а также поддержку тем, кто руководит расследованием в месте крушения и в аэропортах», — сказала она. Меркель добавила, что завтра лично прибудет на место трагедии, чтобы лично оценить сложившуюся ситуацию.
«Пока мы располагаем лишь незначительными данными о случившемся», — отметила Меркель. Канцлер предостерегла от спекуляций по поводу возможных причин трагедии, заверив, что инцидент будет «тщательно расследован». «На этом этапе расследования изучаются все версии случившегося», — заявил премьер-министр Франции Мануэль Вальс.
К вечеру поисково-спасательная группа обнаружила один из бортовых самописцев разбившегося лайнера. «Найден черный ящик, он будет немедленно передан следователям», — сказал журналистам глава французского МВД Казенев.
Вице-президент Lufthansa Хайке Бирленбах сообщила вечером на пресс-конференции, что компания рассматривает произошедшее как несчастный случай, любые другие версии, такие как теракт, носят спекулятивный характер. «Пока мы говорим, что это несчастный случай. Больше ничего на данном этапе сказать невозможно. Все остальное будет спекуляцией», — заявила Бирленбах.
FranceTVinfo/France 2
Кто будет вести расследование
Курировать расследование будет французское Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA). Немецкое Федеральное бюро по расследованиям авиационных происшествий направит трех специалистов для помощи французским коллегам. Предложение о помощи в расследовании поступило и от США. Президент Барак Обама сообщил на пресс-конференции, что поговорил с Меркель и планирует поговорить с испанским премьером Рахоем «о любой помощи, которую могут предоставить США».
Airbus A320 был оборудован двумя двигателями CFM 56-5A1 производства CFM International, совместного предприятия французской аэрокосмической корпорации Snecma и американской корпорации General Electric, сообщается в пресс релизе Airbus. CFM International и Airbus тоже предложили следователям свою помощь. «Группа советников по техническим вопросам будет направлена [на место крушения] для оказания полного содействия французскому Бюро по расследованию авиакатастроф (BEA), курирующему расследование», — говорится в сообщении Airbus.
Предполагаемое место крушения пассажирского самолета Airbus A320 компании Germanwings
Самолет A320 может планировать и благополучно сесть и без обоих работающих двигателей, доказал случай, известный как «Чудо на Гудзоне». В январе 2009 года у лайнера A320 американской US Airways в полете отказали оба двигателя после столкновения со стаей птиц, но пилот сумел посадить самолет на реку Гудзон, никто не погиб.
По данным вебсайта AirSafe.com, A320 — самая востребованная модель компании Airbus. С учетом сегодняшней трагедии показатель безопасности лайнера — 0,1 катастрофы на 100 млн км налета — опустился в рейтинге самых безопасных моделей самолетов на пятое место, уступив семейству Boeing 737, показатель которого составляет 0,08.
Бизнес-эффекты
Котировки акций Lufthansa падали более чем на 5% сразу после сообщений об авиакатастрофе, Airbus — почти на 2%. Еще в 1987 году американские экономисты Дон Чанс и Стивен Феррис показали, что акции авиакомпании, чей самолет потерпел крушение, обычно снижаются в день события: в среднем потери акционеров составляют 1,2% (работа «Воздействие авиационных катастроф на индустрию воздушного транспорта» (pdf). Но этот эффект не распространяется дальше одного торгового дня — «экономическая значимость авиакатастрофы оценивается и отыгрывается в пределах одного торгового дня». Авиакатастрофа не оказывает статистически различимого эффекта на котировки авиакомпаний в целом: это предполагает, что инвесторы обычно не расценивают авиакатастрофу как событие, способное повлиять на отрасль в целом. Не влияют такие происшествия и на акции производителей самолетов, установили Чанс и Феррис.
Акции Lufthansa по итогам вторника подешевели во Франкфурте на 1,6%. Котировки Airbus восстановились к концу дня и закрылись в плюсе на 0,35%.
Авиационные происшествия могут иметь долгосрочные экономические и финансовые последствия, если они кардинально меняют «правила игры» в отрасли. Теракты 11 сентября 2001 года немедленно привели к просадке всего пассажирского трафика, стандарты авиационной безопасности серьезно ужесточились. Крушение малайзийского Boeing, сбитого под Донецком, повлекло за собой инициативы по пересмотру регламентов полетов через зоны военных конфликтов. А бесследное исчезновение рейса MH370 над Индийским океаном в марте прошлого года привело к тому, что Airbus начал работу над плавучими черными ящиками, которые легче обнаружить в море, а китайский самолетостроитель Comac тестирует технологию самописца, который выбрасывается на парашюте за мгновения до катастрофы.
Бизнес Lufthansa переживает непростые времена, что относится к большинству европейских перевозчиков, которые проигрывают конкуренцию лоукостерам и богатым арабским авиакомпаниям. Чистая прибыль Lufthansa в 2014 году составила всего лишь 55 млн евро (годом ранее — 313 млн евро), выручка осталась на уровне 30 млрд евро. В феврале компания отказалась от выплаты дивидендов за 2014 год, оставив акционеров без денег в третий из последних шести лет. У Lufthansa также проблемы во взаимоотношениях с профсоюзами: в прошлом году пилоты компании 10 раз устраивали забастовки из-за спора о пенсиях. Забастовки пилотов стоили перевозчику 232 млн евро за весь год.